Знаете ли Вы, что вся наша жизнь проходит в гонке за дофамином? Дофамин – один из главных гормонов удовольствия в нашем организме. Дофамин выделяется в ответ на какие-то достижения (установленный рекорд по бегу, удачно сделанная презентация, завершенный проект и т.д.), и мы хотим повторять эти действия снова и снова, чтобы вновь получить свою «порцию радости». Особенно нуждаемся мы в дофамине в моменты стрессов, разочарований, огорчений и тревог.
Дофаминовая система удовольствий очень древняя, она развита у нынешних приматов, была развита и у наших предков. Поэтому самым простым способом получить «легкий» дофамин являются вещи простые, которые действовали еще у наших предков, — еда и размножение.
Больше всего дофамина выделяется на жирную и сладкую пищу, потому что в ней очень много энергии, а это было очень важно для наших предков в условиях голода. В моменты, когда нас что-то тревожит (неудачи в семье, на работе, личной жизни) вырабатывается гормон стресса, — кортизол. Наш мозг не любит гормон стресса, он сразу советует нам срочно сделать что-то, что бы привело к выработке гормона радости (дофамина), который «замаскирует» гормон стресса. Правильным в этом случае будет искать причину, которая привела к стрессу, и пытаться ее устранить. Но мозг требует немедленных действий, — купить что-то новое, отвлечься на романтику, ну, или…съесть что-то вкусное. Как только мы съедаем заветный пончик, мозг получает необходимую порцию радости. Все бы хорошо, но наши действия неизбежно приводят к формированию в мозге нейронных путей. Поэтому когда нам в следующий раз будет аналогично плохо, мозг сразу выдаст готовый и проверенный ответ:
Давай съедим пончик
Казалось бы, ну что за беда в одном пончике, если он помогает нам справиться с жизненными тревогами? Проблема в том, что нашему организму хорошо только то, что редко. Второй раз пончик не приведет к такому значительному улучшению настроения, поэтому, а мозг предложит съесть два. В третий раз – три. Четвертый пончик вообще не поможет нам улучшить настроение, но отказаться от него уже будет невозможно. Мозг запомнит этот способ решения проблем и трудно будет его переубедить отказаться от проверенного пути, даже когда прежнего удовольствия нет.
Более того, уровень дофамина очень тесно связан с мотивацией к двигательной активности. На мышках проводили эксперимент, когда их сажали на высокожировую диету. Выработка дофамина сначала происходила, потом его уровень сильно падал («пресыщение» жирной пищей). Падение дофамина приводило к снижению двигательной активности еще ДО набора лишнего веса. Что, конечно, быстро приводило к ожирению. Но даже после того, как мышей посадили на диету и они снизили вес, еще долгое время они не желали «заниматься спортом», пока уровень дофамина не пришел в норму. То есть для того, чтобы худеть, нужно сначала привести уровень дофамина в норму.
Почему это происходит и что нам с этим делать?
Нормальная работа дофаминовой системы определяется генетически. В генах закодировано, сколько у нас будет рецепторов к дофамину (генDRD2), и как будет происходить метаболизм дофамина (ген DBH, ген COMT). В зависимости от того, в каком варианте находится комбинация этих генов, необходим совершенно разный подход для выравнивания уровня дофамина в организме.
- Еслинарушено количество рецепторов к дофамину, — то необходимо повышать их чувствительность. В этом деле отличным и безопасным помощником будут омега-3 кислоты, а именно докозагексаеновая кислота (DHA) дозировкой не менее 200 мг. Выбирать следует продукт без примесей, особенно ртути! Всем этим требованиям отвечает DHA from algae от Xymogen, которая является чистой и концентрированной формой докозагексаеновой кислоты.
- Еслинарушен синтез дофамина – необходимо обогащать рацион веществами, из которых он образуется: L-тирозин, фенилаланин, окситриптофан. Все эти вещества вместе с L-глютамином, хромом, витаминами С и В6 объеденены в препарате Appe—Curb. Такая комбинация обеспечивает максимальный эффект для контроля аппетита, снижения тяги к вредным углеводам, алкоголю и наркотикам, а также нормализации уровня глюкозы.
- Если же генетическое тестирование выявляетнарушение работы фермента, который расщепляет дофамин (ген COMT), то прием тирозина и триптофана может привести, к перепадам настроения. При таком генетическом варианте человеку для гармоничной работы дофаминовой системы необходимо мягко регулировать настроение и снижать уровень стресса с помощью натуральных веществ в достаточном количестве. Оптимальным выбором будет SerenX — концентрированная форма традиционной китайской травяной композиции, которая помогает поддерживать эндокринную функцию и здоровый ответ на стресс. Эта травяная смесь используется людьми, испытывающими проблемы с отдыхом, или теми, у кого исчерпываются физические резервы.
Таким образом, нарушение работы дофаминовой системы приводит к стрессовому перееданию, стремлению употреблять жирную, соленую и сладкую пищу, к снижению двигательной активности и мотивации. Коррекция работы дофаминовой системы позволяет повысить уровень мотивации, повысить стремление к двигательной активности, снизить патологическое стремление к «заеданию проблем» и достигнуть своих целей!
Автор: Борисова Ольга, биолог, генетик. Немецкий диагностический центр Св. Павла.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28380057
Broadhurst CL, Domenico P. Clinical studies on chromium picolinate supplementation in diabetes mellitus—a review. Diabetes Technol Ther. 2006 Dec;8(6):677-87 [PMID: 17109600]
Rogers PJ, Blundell JE. Reanalysis of the effects of phenylalanine, alanine, and aspartame on food intake in human subjects. Physiol Behav. 1994 Aug;56(2):247-50 [PMID: 7938234]
Zhang RX, Li MX, Jia ZP. Rehmannia glutinosa: review of botany, chemistry and pharmacology. J Ethnopharmacol. 2008 May 8;117(2):199-214. Review. [PMID: 18407446]
Panossian A, Wikman G. Effects of adaptogens on the central nervous system and the molecular mechanisms associated with their stress-protective activity. Review. Pharmaceuticals. 2010;3(1):188-224. doi:10.3390/ph3010188.
Chen J, Chen T. Suan Zoa Ren. Chinese Medical Herbology and Pharmacology. City of Industry, CA: Art of Medicine Press; 2004:762